Артем Ковбель: о ситуации с электромобилями в Украине

Украина получила пятое место в международном рейтинге по темпам развития электромобилей, опередив такие страны, как США, Нидерланды и Япония. Быстрее электрический транспорт развивается лишь в Исландии, Швеции, Норвегии и Китае. Соответствует ли действительность данному рейтингу? Если да, то почему в Украине такие хорошие темпы развития электромобилей?

В условиях ограниченности ресурсов, углубления кризиса и падения платежеспособности украинского населения, все больше и больше людей задумываются об оптимизации своих личных расходов, в том числе и о статье затрат в части содержания своего авто с ДВС (двигателем внутреннего сгорания).

Согласно актуальным данным Государственной фискальной службы, число электромобилей ввезенных на территорию Украины, увеличивается даже не в линейной, а в экспоненциальной прогрессии, так с 2014 года в нашу страну было официально ввезено более 2000 единиц автомобилей с электробатареями, из них только за первое полугодие 2016 года было ввезено около 900 авто.
Еще как минимум до 1000 единиц авто, было ввезено в черную, соответственно цифра еще больше.

Общее количество авто ввезенных на территорию Украины могло бы быть гораздо больше, если бы не возникла проблема с сертификацией американских автомобилей летом 2016 года.

Одной из основных проблем, к еще большей динамике увеличения количества зеленых авто, является проблема отсутствия инфраструктуры зарядных станций, особенно при соединении городов миллионников.

Данный факт делает невозможным перемещение на электрокаре на дистанцию, превышающую его запас хода, который в среднем колеблется от 100 до 300 км. При этом стоит отметить динамику роста зарядных станций и скоростных зарядных станций «в городах», так их количество на протяжение 2016 года возросло со 150 до практически 600. Среди городов-лидеров стоит отметить Киев и Харьков. Динамику и локации зарядных станций по всему миру в том числе в Украине, позволяет отслеживать приложение – plug share.

Со стороны Государства в поддержку роста количества электромобилей, 25 ноября 2015 года, был принят и поддержан Верховной Радой Закон Украины № 822-VІІІ. Согласно которому была установлена нулевая ставка ввозной пошлины на автомобили, оснащенные электродвигателем, соответственно таможенная пошлина в размере 10% от оценочной стоимости электромобиля была фактически отменена.

На данный момент, при покупке электромобиля, необходимо уплатить оценочную стоимость авто, НДС в размере 20% и разовый платеж 109 Евро с единицы авто.

Также, в конце 2016 года в ВР был зарегистрирован Законопроект № 5494 об отмене ввозного НДС на электромобили и запчасти к ним до 2021 года.

В этом же законопроекте предлагается отменить акцизный налог на электромобили, составляющий 109 евро и 20%, перевозчики такси будут освобождены только в том случае, если услуги такси предоставляются с помощью электромобилей. Данный законопроект находится на рассмотрении. Ранее также в пользу отмены НДС на электромобили был подан Законопроект – No 1912, который был отклонен во втором чтении.

Общемировые продажи электромобилей также не стоят на месте и показывают более чем 100% динамику роста по всему миру. В авангарде «Зеленого бума», стоят Китай, Америка, Норвегия (к 2025 году, Норвегия может стать первой страной в мире, где будут разрешены к использованию только машины с нулевым уровнем вредных выбросов), Япония, в которой, к слову, количество электрических зарядных станций превысило количество традиционных АЗС.

Из примечательных тенденций, стоит отметить тот факт, что Украина показывает большую динамику роста зеленых машин по сравнению со странами-лидерами в разрезе % роста количества машин на территории страны. Также на территории Украины стали появляться зеленые службы такси, в автопарке которых есть лишь электромобили, например крупнейшая в Украине служба «Окси Такси» с 70 машинами Nissan leaf.

Принимая во внимание совокупность тенденций и факторов, которые влияют на увеличение электромобилей в Украине, нет ни секунды сомнения в том, что в горизонте 5 лет, количество экологичных средств передвижения будет исчисляться десятками тысяч. Вперед в зеленое будущее!

Артем Ковбель, партнер Kreston GCG

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *